Философия хатха йоги

Введение

Сразу хочу сказать, что тема очень спорная и вы можете встретить в интернетах противоположные мнения. Моё мнение и отношение основано на том чему научили на курсах, где преподавали в том числе основы индийской философии, а также на прочитанных книгах, статьях и личном опыте.

Всё что первым находиться в интернетах о философии веданты, переписано кришнаитами на свой манер. Кришнаиты не являются индуистами, это нео-индуистская секта, созданная специально для запада, в Индии не распространена, там есть вайшнавы в рамках индуизма и они никак не связаны с западной сектой Искон. Секта — это в общем-то не так плохо, все мировые религии были когда-то сектами, просто не надо путать.

Второе, что вы найдёте написано ньюэйджерами, это популярное в Америке течение, уже не молодёжное. Тут ситуация ещё хуже, многие понятия изменены до неузнаваемости. Например, тантру ассоциируют с камасутрой, а чакры с психологией. В общем это всё не имеет никакого отношения к индийской философии, хотя оперирует изменёнными на свой манер её понятиями.

Далее, есть философские факультеты в университетах, где постоянно ведутся, хоть и медленно, работы по переводу и датировке древних текстов. Отличается сухим научным подходом не практикующих людей.

И наконец живые носители традиции, этнические индусы принадлежащие к определённой ветви индуизма и обучающиеся по системе гурукула. Для них йога это религиозная практика и асаны они обычно не практикуют, или практикуют безотносительно к своей традиции. Не путайте с индийскими эмигрантами, что едут преподавать йогу, потому что нет денег на нормальное образование.

Индуизм не прозелитическая религия, если кто-то хочет вас во что-то индуистское посвятить, это неоиндуистская секта или мошенники. Стать индуистом возможно, и не только через брак, но придётся постараться. Другое дело буддизм, они заинтересованы в распространении и проповедуют вполне официально. Если вы ищите религию становитесь буддистами, у них есть хорошие практики.

Нельзя не упомянуть такой источник, как правительство Индии. Они популяризируют не религию, а культуру. С религией часто находятся в конфликтном положении.


Основные понятия

Шастры (тексты)

Шрути (богооткровенные)

  • Веды — Ригведа, Атхарваведа и Самаведа. Собрание поэтических гимнов в четырёх томах. Никаких указаний как одеваться или как распределять обязанности в семье, там нет. Если кто-то говорит, что вот в ведах написано или веды говорят, он вешает вам лапшу на уши.
  • Упанишады — первые тексты, где встречаются описания йоги. Рассчитаны на образованное сословие.

Смрити (услышанные, записанные)

  • Пураны — более поздние тексты, истории для простых людей, где персонажами выступают боги и другие мифические личности. Содержат идеи из упанишад в доступной форме.
  • Сутры — виды текстов. По большей части сложные тексты, рассчитанные на высокий уровень интеллекта. Учебники. Возможно понять только с комментариями.
  • Тантры — виды текстов. Описаны практики и ритуалы.

Брахман — бог абсолют, высшие сознание, которое нельзя представить. Не путать с богом Брамой из пантеона богов.

Пантеон богов, которые являются проявлением этого высшего начала. Основные трое — Брама, Шива и Вишну.

Атман или пуруша и схожее понятие джива — индивидуальная душа, в отличии от христианской традиции, есть во всех живых существах. Имеет божественную природу, частичка бога в каждом. Как луч солнца, часть солнца. Атман вечен и неуничтожим, в отличии от тела и частей ума, содержащих омрачения. Тело и ум, как одежда атмана.

Жизнь, так или иначе связана со страданием, так как тело и ум разрушаются со временем.

Процесс самореализации в упанишадах, это процесс осознания себя как атмана. Человек переживший такое осознание, никогда не возвращается к омрачениям, получает освобождение от страданий.

Реинкарнация — процесс перерождения атмана после смерти тела в новое. Память при этом полностью теряется. Существование в теле трудный жёсткий опыт, неразрывно связанный со страданием. Поэтому и появилось стремление этот процесс перерождений остановить.

Карма — закон причины и следствия, плод деятельности, отрабатывая одну карму, человек создаёт новую, это круг, колесо сансары. Карма ведёт к новому рождению.

Цель йоги, это осознания себя как атмана, своей истинной природы. Через управление своим сознанием.

Касты, варны — сословия индийского общества, но не связанные с уровнем дохода, а передающиеся по рождению от родителей детям. Существуют четыре варны:

  • брамины — жрецы, священники;
  • кшатрии — войны, правители;
  • вайшьи — торговцы;
  • шудры — чернорабочие, рабы.

Кастовая система сложно переноситься на западный менталитет, отчасти потому, что люди вне индийского общества не относятся ни к какой касте... Зачем это вообще нужно? Определение касты важно для определения дхармы.

Дхарма — в каком-то понимании, предписанная деятельность. Только выполняя свою предписанную деятельность, свой долг, можно достичь освобождения. При чём, лучше плохо выполнять свою дхарму, чем хорошо чужую.

Кундалини-шакти — энергия обладающая сознанием, спящая у основания позвоночника. Предполагается поднятие её по центральному каналу нади, сушумне. Для этого выполняется многолетняя, постоянная практика асан и параням с бандхами. Если каналы нади не очищены практикой садханы, и кундалини двинется не по сушумне, человек сходит с ума или умирает.


Первоисточники

Тексты издаются как правило с комментариями. Существует много разных комментариев на одни и те же тексты.

Катха упанишада

Рассматривает, как и другие упанишады, вопросы, которые древние греки называли метафизикой. Философский трактат, без практических упражнений. По сюжету, молодой брамин Начикета попадает к богу Яме и просит объяснить ему, что происходит с человеком после смерти. Излагается основная система ценностей веданты. Текст небольшой, есть аудиокнига.

Бхагават гита

Крайне популярный текст. Часть эпоса Махабхарата, повести о великой войне. Для понимания нужно знать сюжетную линию Махабхараты. Доступным языком объясняет знания упанишад. Действие ради действия, без привязанности к его плодам. Равное отношение к успеху и неудаче, уравновешенность. Йога в одном из своих словарных переводов — искусное действие в уравновешенном состоянии ума, без привязанности к результату.

Описаны виды йоги:

  • Карма йога — предписанные действия без привязанности к их плодам;
  • Гьяна йога — йога знания. Внутреннее жертвоприношение, например, чувства подносятся на огонь самодисциплины. Самопознание. Изучение вед.;
  • Саньяса йога — отречение от действий, аскетизм;
  • Дхьяна йога — вариант перевода, медитация. Даются общие практические рекомендации.;
  • Гьяна-Вигьянна йога — йога постижения, мудрости. Бог во всём.
  • Бхакти йога — появящение себя, богу как личности.
  • Кшетра кшетраджни йога — йога, познающего поле деятельности. Поле, знание, познаваемое...

Йога Сутры Патанджали

Основополагающий текст по йоге. Описывает практические методики достижения самадхи.

Сложный учебник. Приблизительно 500 год до нашей эры. Об авторе известны только мифы и легенды, нет точной информации.

В основном описываются внутренние практики. Нет описания физических упражнений, только несколько поз сидя.

Если на групповом классе йоги вам говорят, что преподают йогу Птанджали, значит вешают лапшу на уши! Вероятно, они имеют в виду что разделяют систему ценностей этого трактата, и видимо не имеют достаточного образования в предмете.

Текст, довольно сжатый 196 строк, сутр. Подразумевается, что читатель знаком с основными понятиями индуизма, насыщен сложными терминами.

Рекомендуется читать с комментариями Свами Сатьянанды Сарасвати.

Ключевые понятия:

  • Абхьяса — регулярно повторяющаяся практика, с пониманием и удовлетворением (не путать с мирским удовольствием, как от еды);
  • Варьягья — дисциплина ума, отрешённость, отсутствие раги и двеши (влечения и отвращения);
  • Самадхи — не переводимое понятие, как вариант состояние сверх сознания. Характеризуется отсутствием привычной мыслительной деятельности и расширенным восприятием. Описываются разные уровни самадхи, Сабиджа, Нирбиджа и Дхармамекка;
  • Ишвара пранидхана — посвящение себя богу, имеется в виду высшее сознание, без указания конкретного божества;
  • Джапа — повторение, твержение мантры, слога ом;
  • Кумбхака — задержка дыхания;
  • Авидья — незнание своей истинной природы, препятствие;
  • Клеша — омрачение;
  • Дхьяна — неточный перевод медитация, точнее созерцание;
  • Карма — для цели йоги необходимо устранение как плохой, так и хорошей кармы;
  • Пуруша и Пракрити — Сознание и материальная природа;

Восемь средств [осуществления] йоги:

  • Яма — самоконтроль:
    • Ахимса — ненасилие;
    • Сатья — правдивость;
    • Астея — честность;
    • Брахмачарья — чувственное воздержание;
    • Апариграха — нестяжательство.
  • Нияма — соблюдение [религиозных] предписаний:
    • Шауча — очищение;
    • Сантоша — удовлетворенность;
    • Тапас — усердие, аскетизм;
    • Свадхьяя — самоизучение;
    • Ишварапранидхана — подчинение Богу.
  • Асана — позы сидя, устойчивые и удобные;
  • Пранаяма — регуляция дыхания;
  • Пратьяхара — отвлечение [органов чувств];
  • Дхарана — концентрация [на объекте];
  • Дхьяна — созерцание;
  • Самадхи — сосредоточение.

Хатха йога пратипика

Текст приблизительно 15го века нашей эры, относится к тантрам (виды текстов) и принадлежит к традиции натхов. Орден натхов предположительно возник в раннем средневековье. Ведёт своё начало от Матьсьендра Натха далее его ученика Горакша Натха и записана Свами Сватмарамой.

Точно не известно была ли хатха, она же кундалини йога (не путайте с кудналини йогой Йоги Бхаджана, придуманной в Америке) сформирована в традиции натхов, однако тексты её описывающие написаны натхами. Написана на санскрите и относится к шастрам. Традиция Натхов жива, но хатха йога больше не практикуется, только ритуальные практиками.

Название хатха-йога, переводиться, как йога с натугой, с усилием. Тантричесая йога средневековья сугубо практическая дисциплина. Натхи не основывали ашрамов, мало внимание уделяли философии, религиозная часть относительно проста. Практиковали пранаямы, мудры, бандхи, мантры и асаны.

Текст, как и все тантры изобилует специфическим сленгом, характерным для данной традиции, что затрудняет перевод. Некоторые моменты переведены приблизительно и неточно.

Состоит из четырёх глав: асаны, пранаямы, мудры и кундалини-самадхи. Отличается от традиционно индийского отношения к телу, здесь предполагалось достижение бессмертия тела, с целью, конечно, практики садханы.

Хатха йога рассматривается как подводящее к раджа йоге. Нет раджа йоги, без хатха йоги и нет хатха йоги, без раджа йоги.

Втексте указаны характерные для индуизма предписания ямы и ниямы, дополнены и перемешены, относительно йога сутр. Изобилует описанием асан, для подготовки к техникам пранаямы.

Описаны каналы нади и способы их очищения. Описана диета, в обычном аюрведическом представлении, сатвичное питание.

Описаны прананямы и шаткармы, практиковать указано под руководством гуру. Описано движение праны по основным каналам нади, сушумна, ида и пингала. Практические методы тантры. Указаны общие показания к выполнению шаткарм.

Текст изобилует метафорами и преувеличениями, характерными для подобных текстов.

Рассматриваются мудры, некие физические упражнения для перенаправления энергии в теле, обычно комплексное упражнение в асане с бандхами и кумбхакой, а не пальцевые ритуальные замыкания.

Самое непонятное место текста, это описание ваджроли, сахаджроли и амороли. Очевидно перевести сленговые описание процессов сейчас не представляется возможным.

В Хатха Йога Прадипике, самадхи достигается путём поднятия Кундалини.


Проблемы современного толкования. Неоиндуизм. Нью Эйдж

Сложно найти объективную информацию, из-за действия агентов РПЦ.

Внутри Индуизма существует множество ответвлений и культов, многие из которых совершенно неизвестны. Отличительной чертой настоящего индуизма является наличие парампары, линии передачи. Индуизм не прозелитическая религия они не проповедуют и не заинтересованы в распространении. Все традиционные школы признают авторитет вед и упанишад.

Изредка бывают случаи, когда самопровозглашённые гуру имеют авторитет, как внутри Индии, так и на западе, для них характерна коммерческая составляющая. Святые идеи дхармы несут сначала в богатые страны!))

Неоиндуистские секты обычно строятся по принципам сетевого маркетинга. Используют адаптированные индуистские техники работы с сознанием.

Особое место занимает Вайшнавская секта Искон. Они даже имеют парампару с 16го века, однако у них явно прослеживается прозелитизм и западный маркетинг.

Нельзя забывать, что любая религия так же существует за счёт прихожан и в этом смысле сложно провести грань.

Традиционных школ индуизма нет на западе. Никакая индуистская школа организовано не проповедует на западе, это всё нео-индуистские образования. Некоторые из них вполне безобидны, например, Саи Баба, излагал упрощённо традиционный индуизм.

Один из принципов секты, это ограничение информации и запрет на чтение и изучение информации из разных источников. Что встречается и в крупных религиях.

Объединения могут быть коммерческие, основанные на культе личности, но не обязательно вредоносными. Однако бывают и деструктивные наносящие ущерб психике.

Многие современные секты основаны не на индуизме, а на христианстве, сикхизме и других религиях.

Сейчас большую популярность набирают психологические тренинги и культы, построенные по принципам секты. Одна из первых, даже переходных, это Саентоголия.

Различные ньюэйджерские направления типа Танец Мандала. Сертификат богини за 300 евро и тому подобное.